Последнее из классических чудес, так или иначе связанных с именем Александра Македонского -
Александрийский маяк.
Александрия, основанная в 332 году до нашей эры, раскинулась в дельте Нила, на месте Египетского
городка Ракотиса. Это был один из первых городов эпохи эллинизма, сооружённых по единому плану.
В Александрии стоял саркофаг Александра Великого, здесь же находился мусейон - обиталище муз,
центр искусств и науки. Так вот и прокладывается этимологическая ниточка от муз к современному
слову "музей". Мусейон - сразу и академия наук, и общежитие для учёных, и технический центр,
и школа, и величайшая в мире библиотека, в которой было до полумиллиона свитков. Страстный
книжник и тщеславный человек, царь Птоломей II страдал оттого, что в библиотеке не было
некоторых уникальных рукописей греческих драматургов. Он направил посольство в Афины,
чтобы афиняне одолжили свитки на время, скопировать. Спесивые Афины потребовали
баснословный залог - 15 талантов, почти полтонны серебра. Птоломей принял вызов. Серебро
было доставлено в Афины, и пришлось скрепя сердце выполнять договор. Но Птоломей не простил
такого недоверия его библиофильским наклонностям и его честному слову. Он оставил залог
афинянам, а рукописи - себе.
Гавань Александрии, пожалуй самая деловитая и оживлённая во всём мире, была неудобной.
Нил несёт массу ила, на мелководье среди камней и мелей требуются умелые лоцманы. Чтобы
обезопасить мореплавание, решено было построить маяк на острове Фарос, на подходе к
Александрии. В 285 году до нашей эры остров соединили с материком дамбой, и архитектор
Сострат Книдский приступил к работам. Строительство заняло всего пять лет: Александрия была
передовым техническим центром и самым богатым города тогдашнего мира, к услугам строителей
были громадный флот, каменоломни и достижения мусейонских академиков. Маяк получился в виде
трёхэтажной башни высотой 120 метров (первый и самый опасный "соперник" египетским пирамидам).
В основании он был квадратом со стороной тридцать метров, первый шестидесятиметровый этаж башни
был сложен из каменных плит и поддерживал сорокаметровую восьмигранную башню, облицованную
белым мрамором. На третьем этаже, в круглой, обнесённой колоннами башне, вечно горел громадный
костёр, отражавшийся сложной системой зеркал. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной
лестнице, такой пологой и широкой, что по ней на стометровую высоту въезжали повозки,
запряжённые ослами.
Маяк был и крепостью - форпостом Александрии и наблюдательным постом: с его вершины можно
было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.
На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические
приборы, часы.
Маяк был настолько великолепен, что Сострат Книдский, страшась забвения, пошёл на рискованное
нарушение указов Птоломеев. В основании маяка он высек надпись: "Сострат, сын Декстифона
из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей". Надпись он прикрыл слоем штукатурки,
на которой было вырезано имя Птоломея Сотера. Сострат не надеялся дожить до того времени,
когда осыплется штукатурка, да и не в его интересах было узнать реакцию правителя на этот поступок.
Но в будущем...
Надпись Сострата видели римские путешественники. В то время маяк ещё функционировал.
С падением римской империи он перестал светить, обвалилась обветшавшая за столетия верхняя
башня, но долго ещё стояли стены нижнего этажа, которые разрушились от землетрясения в XIV веке.
Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.
Реконструкции Александрийского маяка немного похожи на нью-йоркский небоскрёб Эмапайр Стейтс Билдинг.