Мини профиль
Привет: Гость
Сообщения:
Гость, мы рады вас видеть.
Рубрикация
|
Каталог статей
Архип Куинджи (1842-1910)
Загадки биографии Куинджи начинаются с даты его рождения. В архивах
хранятся сразу три его паспорта, и какой же из них наиболее подлинный,
не ясно до сих пор. В одном из них рождение отмечено 1841 годом, во
втором — 1842-м, а в третьем — 1843-м. Наиболее вероятная дата рождения
- 1842 год. К такому выводу склоняют документы, в разное время выданные
Куинджи управой города Мариуполя, в котором он родился, Советом
Академии художеств и другими учреждениями.
Предки Куинджи проживали в предгорной части Крыма в районе Бахчисарая и
занимались хлебопашеством. Греческая христианская община, окруженная
поселениями татар, постоянно испытывала на себе их давление. Греки не
были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие
фамилии. Куинджи по-турецки «золотых дел мастер». Очевидно, кто-то в
родне Куинджи был ювелиром. В метрике он значился под фамилией Еменджи,
что означает «трудовой человек».
Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа
Ивановича - Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же
хлебопашеством. А.И. Менделеева вспоминает слова самого художника,
будто фамилия его Шаповалов. Это, видимо, результат недоразумения.
Шаповалова - девичья фамилия жены Архипа Ивановича, носившей также и
татарскую фамилию Кетчерджи.
Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со
времен античности населяли Причерноморское побережье Крыма. Они стойко
сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской
ассимиляции. После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была
переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла
жестокая битва русских с татарами. Кстати говоря, переселение было
поручено воинским подразделениям во главе с А.В. Суворовым.
Так предки Куинджи оказались в городе Павловске, где греческая колония
существовала с 1770 года. В 1780 году Павловск переименовали в
Мариуполь. Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий
художник. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. Осиротевшие
дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича.
Юному Архипу не довелось получить образование. Родственники пытались
обучить его грамоте у преподавателя, слегка знавшего греческую
грамматику. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую
школу. По воспоминаниям школьного товарища Куинджи - Каракаша, Архип
учился плохо, зато рисовал постоянно.
К десятилетнему возрасту «курс наук» был завершен. Началась трудовая
жизнь. Видно, семья дяди жила бедно, если малолетнего Архипа определили
к подрядчику по строительству церкви — Чабаненко. Мальчику выдали
карандаш и книги для ведения подсчета приема кирпича. Архип, вовсе не
увлеченный строительным делом, постоянно рисовал в книге. У окружающих
вызвал восхищение портрет церковного старосты Бибелли, удивлявший
редким сходством.
От строительного подрядчика Куинджи перешел к хлеботорговцу Аморетти в
новой для него роли прислуги, комнатного мальчика. По всей видимости, и
здесь юный Куинджи поражал окружающих своими рисунками, ибо знакомый
Аморетти, хлеботорговец Дуранте, посоветовал Архипу отправиться в
Феодосию к знаменитому Айвазовскому. Куинджи прибыл в тихую Феодосию,
по-видимому, летом 1855 года. Юноша был поражен Черным морем,
экзотической красотой земли, где некогда жили его предки.
С высоты открывалось море. Цвет его был разным. В одно и то же время
тусклозеленым у прибрежья, изумрудным с серыми полосами — вдали.
Айвазовского в это время в Феодосии не было. Устройством Куинджи
занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. Жил Архип во
дворе под навесом в ожидании маэстро. Коренастый юноша с копной густых
черных волос и сладкими черносливовыми глазами показался окружающим
застенчивым малым. Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно,
был необычен. Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно
жилет. Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на
коленях. Голову прикрывала соломенная шляпа. Таким запомнила Куинджи
дочь Айвазовского. Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение.
Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и
восхитило.
Профессиональная среда, которую олицетворял пока что один Фесслер,
заставила серьезно взглянуть на труд художника. Фесслер давал некоторые
указания в живописи. Приезд Айвазовского не внес существенных изменений
в жизнь Куинджи. Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть
краски, а однажды - окрасить забор. Существует другая версия (возможно,
она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для
желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре
месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера. Во всяком
случае, в 1855 году, не получив, видимо, поддержки великого мариниста,
юный Куинджи вернулся в Мариуполь, где поступил ретушером к местному
фотографу.
Но вскоре переехал в Одессу, где прожил два или три года, также работая
ретушером в фотографии Вероятно, шумная Одесса привлекла внимание
активной художественной жизнью. В городе имелось Общество изящных
искусств. В 1865 году при нем основана была рисовальная школа. Однако в
числе учеников имени Куинджи не значится. По некоторым сведениям, в
начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в
Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств. Однако учеником
Академии он так и не стал.
В его личном деле хранится экзаменационный лист, относящийся к лицам,
«подвергавшимся словесному испытанию для получения различных
академических званий». Очевидно, Куинджи был «вольноприходящим» и
самостоятельно готовился к сдаче экзамена.
В это время он познакомился с учениками Академии: Ильей Репиным,
Виктором Васнецовым, Константином Савицким, Василием Суриковым и
другими художниками, ставшими его приятелями.
Реалистический подход к действительности проявился и в последующих картинах художника. К примеру, в Забытой деревне
(1874, ГТГ), где состояние убожества российской деревни выражено
соответствующим унылым цветом.
Скупая и сумрачная охристая гамма оставляет за гранью образа всякое
поэтическое чувство. Природа воспринята только в связи с мрачным,
разоренным бытием человека.
Эту тему Куинджи продолжил в Чумацком тракте в Мариуполе (1875, ГТГ), где мастерство художника, несомненно, возросло. Картина утрачивает цветовую монотонность Забытой деревни.
Красочная гамма Чумацкого тракта
более разнообразна, колористическая задача усложнена. Переходы цвета от
холодного к теплому ослабляют ощущение трагической обреченности,
сообщая картине оттенок сочувствия, сострадания к жизни народа.
Вот что писал о картине Куинджи Всеволод Гаршин: «... грязь невлазная,
дождь, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокры пес, усердно
воющий у дороги о дурной погоде. Все это как-то щемит в сердце».
Первые работы Куинджи были встречены демократической прессой с великим
одобрением в 1875 году его приняли в члены Товарищества передвижников.
Главный урок, вынесенный и работы над двумя названными картинами, - это
убеждение, что красота не всегда сочетается с этикой. Социальная идея
как понятие внехудожественного порядка способна вытеснить красоту.
С 1870 до 1875 года Куинджи находился во власти идей передвижников, а в 1876 году решительно и безвозвратно порвал с ними.
В 1875 году Куинджи совершил поездку во Францию. В Париже он встретился
с Репиным и объявил ему о своем намерении жениться. Архип Иванович был
увлечен предстоящей свадьбой, он упросил Репина проводить его к
хорошему портному, где намеревался заказать фрак с цилиндром, как
подобает приличному человеку.
Год посещения Куинджи Парижа совпал со смертью Камиля Коро и посмертной
выставкой Мариано Фортуни. Красочный, мажорный Фортуни, любимец
французской публики, не произвел на Архипа Ивановича впечатления.
Репину он сказал, что не понимает, что в нем находят.
Ведь Фортуни только играет живописной формой, не имея глубины мысли.
Особое его внимание, видимо, привлекли барбизонцы. Впоследствии, будучи
преподавателем, Куинджи рекомендовал внимательно приглядеться к Диасу
де ла Пенья.
Из Франции Куинджи умчался к невесте. В Мариуполе он обвенчался с Верой
Кетчерджи. Молодая жена — тоже гречанка, уже обрусевшая. Даже фамилия у
нее двойная – Кетчерджи - Шаповалова.
В Петербург Архип Иванович вернулся в августе. Женитьба удивила его
друзей. Но сразу же по возвращении он отправился в свадебное
путешествие на Валаам.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|