Мини профиль
Привет: Гость
Сообщения:
Гость, мы рады вас видеть.
Рубрикация
|
Каталог статей
Нико Пиросмани (1862-1918)
Грузинский художник-самоучка Нико Пиросманашвили (Пиросмани) прожил
трагическую жизнь. Он жил и умер нищим и безвестным, и долгое время его
творчество вызывало горячие споры и противоречивые оценки. Одни
полностью отрицали его живопись,
другие защищали его. Для них в произведениях художника раскрылся особый
мир, переданный непосредственно и по-своему глубоко философски.
"Нико Пиросмани до того растворился в народе, что нашему поколению
трудно уловить черты его индивидуальной жизни.
Его будни так таинственны, что, пожалуй, ему придется остаться без
обычной биографии..."
Эти слова были написаны в 1926 году, но они справедливы и по сей день.
Пиросманашвили родился в кахетинском селе Мирзаани, в семье
бедного крестьянина. Вынужденный с детства зарабатывать себе на жизнь,
он не смог получить специального художественного образования.
Первые живописные навыки получил у художников-странников, которые
расписывали вывески лавок и кабачков.
Переселившись в Тифлис, Нико перебивался малыми случайными заработками,
в 1890–1894 работал кондуктором на железной дороге.
Но служба не привлекала его, и вскоре он сам становится бездомным
бродячим художником, которого владельцы тифлиских духанов приглашали
писать для них вывески.
Эти жестяные вывески - настоящие натюрморты с кувшинами, бурдюками,
грузинским хлебом, шашлыком, зеленью.
Иногда художник дополнял их надписями вроде «Да здравствует
хлебосольный человек!».
Свои картины Пиросманашвили писал на белой и черной клеенках, оставляя
в отдельных местах незакрашенные куски. Его герои - крестьяне,
ремесленники, торговцы, князья, священники. С любовью показывает
художник будни простых крестьян
в таких картинах, как «На гумне», «Молотьба хлеба в деревне», «Пастух
со стадом баранов», «Крестьянка с детьми идет за водой». Он любил
изображать пиры, на которых люди веселятся и забывают свои беды
(«Компания Бего», «Семейный пикник», «Пасхальный кутеж»). Веселому
крестьянскому празднику посвящает художник четыре картины, написанные в
родной деревне.
Будучи непрофессионалом, Пиросмани не прибегал ко всякого рода сложным
приемам и методам,
чтобы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя,
поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая
чувство щемящей тоски и одиночества.
Даже большие сцены проникнуты у него этим отчуждением.
Эффект отчуждения натуры от художественного образа усиливается странным
колоритом -
достаточно строгим, гармоничным, иногда даже мрачным, но внезапно
вспыхивающим пестрыми огнями.
В портретах Пиросманашвили перед зрителем проходят разнообразные типы
старого Тбилиси, в которых художник подметил и выявил самое
характерное. Вот надутый и самодовольный сын богатого кинто,
исполненный собственного достоинства дворник с косматой бородой,
актриса Маргарита, продавец дров, старый князь в черной черкеске с
рогом в руке и др. Особое место занимали на картинах Пиросманашвили
разные звери, обычно по-человечески грустные, умные и добрые («Жираф»,
«Пасхальный барашек», «Раненый олень»).
Картины Пиросманашвили привлекают врожденным чувством
композиции, цвета и сочетаний красок, сдержанностью тонов.
Они полны внутренней сосредоточенности и даже торжественности.
Искусство Пиросманашвили, доброе, нежное,
глубоко правдивое, раскрывает жизнь Грузии в ее многоликом
разнообразии, покоряет своей непосредственностью и художественной
самобытностью. Большинство произведений художника хранится в Тбилиси, в
Государственном музее искусств Грузии.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|